Рабочая группа Электронная транспортная накладная
Задача рабочей группы – подготовка предложений по внедрению электронной транспортной накладной: порядка обмена данными и формата электронного документа.
Обмен опытом внедрения электронных документов, которые используются при оформлении перевозки грузов автомобильным транспортом.
Требования законодательства:
В Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272
«Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» прямо не указана возможность использования электронной транспортной накладной.

Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ указывает «Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

Приказ ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ позволяет передавать в налоговые органы документы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В марте 2017 г. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу разработать электронную ТрН и подготовить изменения в законодательство.

В декабре 2017 г. Минтранс разместил на http://regulation.gov.ru
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом", который устанавливает право использовать транспортную накладную в электронной форме.

В феврале 2018 г. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о присоединении России к дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов. Документом вводятся электронные накладные на грузоперевозки.


Вопросы, ответы на которые не дает проект постановления "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом":

Будет ли ЭТРН создаваться на едином портале (в единой государственной информационной системе) или в информационных участников перевозки и затем передаваться через одного или нескольких операторов?

Кто и как должен вносить данные в ЭТРН?
Как обеспечить юридическую значимость ЭТРН?
Какой тип электронной подписи должны использовать участники оформления перевозки?
Как сделать доступным для водителей электронное подписание?
Какова ответственность операторов? Какие требования к ним необходимо регламентировать?
Каким должен быть формат ЭТРН? Обязательным или рекомендованным?
Стоит ли использовать международные форматы электронных сообщений по стандартам EANCOM/EDIFACT, которые используются для оформления перевозок (аналог CMR - IFCSUM и IFTMIN)?
Как предоставлять ЭТРН для проверки сотрудникам ГИБДД?
Как в ЭТРН будут вносить отметки контролирующие органы (при международных перевозках)?
Как предоставлять ЭТРН для проверки в ФНС?
Как хранить ЭТРН? Кто и где должен это делать?
Какие идентификаторы должны использоваться для участников оформления перевозки (GLN / коды SCAC / ?) и транспортных накладных?
и т.д….
Создание в феврале 2018 г. на базе “Экспертного совета” рабочей группы “Электронная транспортная накладная"
Состав рабочей группы
В состав рабочей группы входят представители компаний гразоотправителей, перевозчиков, экспедиторов, агрегаторов, операторов электронного документооборота.
Полный состав экспертного совета
Развилки и ключевые выводы
(выдержки из протоколов рабочей группы)



Свобода <> регулирование
  • Добровольное применение ЭТРН и свобода в выборе информационных систем, операторов, гаджетов
  • Максимально точно регламентированы требования к применению электронной подписи, взаимодействию участников обмена и операторами и к формату
    (чем больше кастомизаций,
    тем дороже внедрение и эксплуатация).
Система нормативных актов
Постановление Правительства "О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом" должно содержать ссылки на приказы, утверждающие
  • Порядок обмена ЭТРН,
  • Порядок взаимодействия операторов,
  • Формат ЭТРН.
Формат локальный <> международный
Необходима гармонизация формата ЭТРН с утвержденными
форматами первичных документов, в том числе включение
обязательных реквизитов в соответствии с 402-ФЗ.
  • удобство работы для тех, кто уже использует ЭДО
  • испытанная практика, возможность избежать ошибок
  • возможность представлять в ИФНС в электронном виде
Электронная транспортная накладная – многотитульный документ
Состоит минимум из файла грузоотправителя, перевозчика, принявшего груз к перевозке, грузополучателя и грузоотправителя, сдавшего груз. Любые дополнения формируют новый титул. Также к документу прилагаются служебные сообщения (уведомления, подтверждения) от операторов.
Водитель не является участником обмена электронной транспортной накладной
Участники обмена ЭТРН – это юрлица: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Водитель является уполномоченным лицом (подписантом) со стороны перевозчика, не участником ЭДО, в противном случае:
– каждый водитель должен заключать соглашение с оператором электронного документооборота,
– если водитель использует ПЭП, он должен заключать соглашение со всеми другими сторонами.
Кто обязан хранить ЭТРН: участники перевозки <> операторы
Обязанность хранить ЭТРН с подписями лежит на участниках перевозки в соответствии с текущим требованием законодательства по хранению электронных первичных бухгалтерских документов (п. 1.13 Приказа Минфина 174Н, и статья 29 Закона о бух. учете 402-ФЗ).


Выбор типа электронной подписи
Транспортная накладная состоит из нескольких блоков данных, которые формируют разные участники перевозки. Каждое новое внесение данных - это юридически значимое действие, выраженное в формировании отдельного титула, неизменность которого обеспечит использование усиленной квалифицированной подписи.

В отличие от других видов подписи усиленная квалифицированная электронная подпись:
  • защищает электронный документ от внесения изменений,
  • упрощает использование как доказательства в суде,
  • не требует заключения соглашения об ЭДО с контрагентом
  • позволяет участникам оформления перевозки свободно выбирать операторов ЭДО (так как именно КЭП технически можно использовать в роуминге)
  • обеспечивает равнозначность электронного документа бумажному

Эквивалентность электронного документа бумажному документу обеспечивает именно усиленная квалифицированная подпись. Согласно Федеральному закону "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ, «информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью».

Как сделать подписание доступным для водителя?

Допустима комбинация простой подписи водителя и усиленной подписи сотрудника офиса перевозчика. Такое решение будет востребовано, учитывая, что водители – это часто сменяемые сотрудники, всех обеспечивать КЭП может быть невыгодно.
В информационной системе перевозчика водитель подписывает титул перевозчика простой подписью, котора является, по сути, комбинацией логина и пароля, признаком в системе, что водитель акцептовал документ.

Для придания документу юридической значимости титул подписывается усиленной квалифицированной подписью сотрудника офиса компании-перевозчика.

В настоящее время многие компании практикуют подписание первичных документов комбинацией простой и усиленной квалифицированной подписи, когда в процессе задействованы часто сменяемые сотрудники.

Использование простой подписи устанавливается внутренними регламентами организации. Ответственность перед другими участниками перевозки в любом случае несет именно юрлицо - перевозчик, а не водитель. Ответственность водителя перед работодателем - перевозчиком устанавливается приказом о материальной ответственности.


Предложение экспедиторов добавить в ЭТРН
раздел "Организатор перевозки".

При наличии у клиента договора транспортной экспедиции Грузоотправитель зачастую отказывается указывать в качестве Грузоотправителя в ТРН Экспедитора и подписывать второй документ – экспедиторскую расписку.
У экспедитора не остается на руках документа, предусмотренного действующим законодательством – экспедиторской расписки".
Требования законодательства:

Обязательное условие исполнения договора ТЭД – это прием экспедитором груза, выдача экспедиторской расписки и заключение экспедитором договора перевозки с перевозчиком путем личного вручения ему груза и оформления ТрН, либо личное осуществление перевозки.

Фактическая схема:

По факту экспедитор заключает с грузоотправителем договор ТЭД и указывает свои данные в ТрН в разделе "перевозчик".

Экспедиторы предлагают добавить в ЭТРН раздел "Организатор перевозки".

Решение этого вопроса выносится за рамки первого этапа проекта, т.к. не должно задерживать внедрение электронной ТрН для "классической схемы", в которой организация перевозки происходит без участия экспедитора-агента, путем заключения договора перевозки непосредственно между грузоотправителем и перевозчиком.

Чтобы включение в ЭТРН раздела "Организатор перевозки" носило не просто информационный характер, а изменило взаимоотношения грузоотправителя, перевозчика и экспедитора (то есть позволяло экспедитору принимать оплату за услуги перевозки от грузоотправителя и нести ответственность за груз), и позволило использовать экспедиторскую расписку в электронной форме, требуется внесение изменений в несколько нормативных актов:
  • в главу 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ,
  • в 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности",
  • в Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554,
  • в Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 Об утверждении
    порядка оформления и форм экспедиторских документов и др.
.
Процесс оформления электронной транспортной накладной

Дополнительные материалы:

Made on
Tilda