Изменения в Закон об электронной подписи (63-ФЗ)
4 сентября 2018 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов разместило для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи».

Законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», поднимает актуальные для дальнейшего эффективного развития пространства электронного доверия в стране вопросы – возможность применения облачной электронной подписи, регулирование деятельности доверенной третьей стороны, уточняет требования к процедуре аккредитации удостоверяющих центров.

Также Законопроект вносит существенные изменения в технологию подписания электронных документов и впервые поднимает вопрос о создании и применении доверенностей в электронном виде. Вносимые изменения могут существенно осложнить дальнейшее развитие электронного документооборота в стране, а в некоторых случаях даже затормозить, либо совсем его прекратить.

Ниже приводим список потенциальных рисков, связанных с принятием закона в его текущей редакции:

1. В текущей практике доверенность может подписывать не только директор, но и ВРИО. Законопроект ограничивает возможность передоверия. Противоречие со статьей 187 ГК РФ.

2. Доверенность, выданную в соответствии с законопроектом, нельзя отозвать.
Для отзыва сертификата физлица у нас нет оснований, отзыв сертификата юридического лица повлечет за собой перевыпуск сертификата юридического лица. Противоречие со статьей 188 ГК РФ.

3. Как будет происходить проверка полномочий подписания документа? Для этого необходимо понять, что за документ предоставлен – как действовать, если документ в PDF или JPEG?

4. Невозможность применения ранее сформированной судебной практики в части использования электронной подписи.

5. Появится огромное множество полномочий для разных информационных систем. Потребуются разные доверенности для работы в разных системах.

6. Организациям придется отслеживать перечень возможных полномочий в информационных системах и каждый раз переподписывать доверенности.

7. Информационные системы буду создавать собственные полномочия, которые могут быть монетизированы. Возвращение к практике использования OID.

8. Доверенность передается каждый раз с документом. Если передается сразу 100 документов, то получаем как минимум 100 документов + 100 доверенностей. Если кол-во подписавших документ больше одного, то объем передаваемых данных возрастает.

9. В крупной организации кол-во выдаваемых доверенностей может достигать нескольких сотен, должен ли все доверенности подписывать генеральный директор?

10. Если сертификат руководителя можно передать кому-то, то конфиденциальность ключа будет под угрозой. Сотрудник с сертификатом руководителя может подписывать что угодно, руководитель не отследит такие действия.

11. В текущей практике доверенность может быть одна на несколько лиц. Как поступать в данном случае?

12. Непонятно, о каких специальных полномочиях идет речь в проекте закона. ГК РФ такую информацию не содержит.

13. В целом работа с доверенностями для компаний осложнится: придется отслеживать и бумажные доверенности, и электронные.

14. Непонятно, как будут использоваться нотариальные доверенности.

15. Сложная проверка легитимности электронной подписи. Проверять надо будет в АУЦ, потом в Казне, ФНС, ЦБ. Больше проверок и не понятно, как проводить. Судебная практика не применима, новые юридические риски.

16. Как доказать, что сделка состоялась между юридическими лицами, а не физическими лицами?

17. Выдержит ли сервис СМЭВ такое кол-во обращений?

18. Как будет организовано долговременное хранение документов, ведь полномочия отделены от электронной подписи.

19. В ЭДО необходимо будет кардинально доработать схему проверки. (проверить полномочия физлица в ЕГРЮЛ, был ли он директором).


Наглядно о рисках:
Проект закона в текущей редакции
Made on
Tilda